Новости:

Закон № 2861-VI "О внесении изменений в Закон Украины "О предупреждении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита
Как Закон "О защите персональных данных" повлияет на бизнес? Действительно ли он не касается СМИ?
Новый Закон "О судоустройстве и статусе судей", принятый летом прошлого года, предусматривает проведение глубокой реформы судебной системы.

Лучшие предложения у нас: Ортезирование - бесплатная доставка!

Основные стадии судопроизводства


Европейский Суд выносит решение на предмет приемлемости только после рассмотрения позиции Представителя РФ и заявителя. Как правило, рассмотрение на предмет приемлемости происходит без участия заявителя и представителя государства.

Условия приемлемости содержатся в ст.ст.34 и 35 Конвенции. Порог приемлемости достаточно высок - в среднем не более 10% зарегистрированных жалоб признаются приемлемыми, т.е. могут быть рассмотрены по существу. Так, с ноября 1998 г. по август 2001 г. Судом зарегистрировано около 28 000 жалоб, за то же время неприемлемыми признаны более 15 200 и приемлемыми - чуть более 2300. В отношении России, на январь 2002 г. более 7500 индивидуальных жалоб было подано против Российской Федерации. Из них более 1900 дел зарегистрированы и ожидают рассмотрения Судом, более 2500 жалоб признаны неприемлемыми[17] .

Для решения вопроса о приемлемости жалобы назначается судья-докладчик[18] , который обязан изучить все обстоятельства жалобы (он устанавливает контакт со сторонами, составляет досье и предпринимает дальнейшие шаги) и сделать заключение о том, может ли она быть рассмотрена Судом. Заключение передается в Комитет, состоящий из трех судей. Судьи, входящие в Комитет, единогласным решением могут отклонить жалобу как неприемлемую, то есть не отвечающую всем требованиям, предъявляемым к подаваемой жалобе. Решение Комитета нельзя обжаловать, оно является окончательным. Большинство из решений на предмет приемлемости вынесено именно Комитетом судей. Решение Комитета является немотивированным, то есть оно содержит лишь ссылку на тот критерий приемлемости, который, по мнению Комитета судей, был не соблюден.

Если же Комитет не выносит отрицательного решения по вопросу о приемлемости жалобы, она направляется для изучения в Палату из семи судей, которая вправе принять окончательное решение о приемлемости жалобы или сразу объявить ее неприемлемой. Любое возражение против приемлемости жалобы должно быть мотивировано в письменной или устной формах и при этом должно быть указано, принято ли такое решение единогласно или большинством голосов. Надо отметить, что в связи с ростом количества обращений с 1 января 2002 года вводится упрощенная процедура рассмотрения дел на предмет их приемлемости. По существующему порядку, когда жалоба приходит в Суд - она попадает к юристу той страны, на которую пришла жалоба, либо к юристу, который знает язык этой страны. Заявителю сообщаются его права, посылаются инструкции, анкета, текст Конвенции. От него ждут ответа и затем дело регистрируется, делу присваивается регистрационный номер и оно ждет своего рассмотрения на предмет приемлемости. Естественно, главную скрипку здесь играет юрист, который готовит проект решения. Если он видит, что дело заведомо неприемлемое, он посылает письмо заявителю, в котором предупреждает его о дефектах жалобы и о причинах, по которым она может быть неприемлема. Юрист сообщает, что не может упреждать решение Суда, но советует подумать и если заявитель настаивает, просит сообщить, на каких основаниях тот настаивает на приемлемости жалобы, после того как были получены объяснения гипотетической неприемлемости жалобы. В 9 из 10 случаев гражданин, конечно, настаивает. И в таких случаях Суд теряет на эту переписку, изучение дополнительных аргументов, которые ничего не добавляют, еще шесть месяцев, год, полтора года.

Поэтому было решено с 1 января эту стадию упразднить, и если юрист и Судья-докладчик, который остается ключевой фигурой в рассмотрении дела о приемлемости, считают, что дело неприемлемо по основаниям, предусмотренным 35-ой статьей Конвенции, то предлагается комитету из трех судей, как это и было раньше, принять решение о неприемлемости жалобы. И в отличие от прошлых лет, когда гражданам объяснялись дефекты их жалобы на языке заявителя, а решение посылалось на английском или французском языках и зависело от доброй воли юриста - пошлет он или нет в качестве приложения перевод - в ответ получали такие письма: «Читали всей камерой Вашу бумагу, ничего не поняли»; «или сельская учительница французского языка тоже просит объяснить, что это такое».

Теперь горькую пилюлю отказа заявителю Суд будет посылать без предупреждения, что его дело неприемлемо, он будет подслащать ее тем, что подробно сообщит (как это было в прежнем письме-уведомлении) причины, по которым его жалоба неприемлема. Тем самым сократятся сроки и гражданин получит достаточно квалифицированное объяснение, почему его жалоба признана неприемлемой.

В своем докладе А.И. Ковлер приводит пример: за два года (2000-2001) Суд принял столько решений, сколько принял за 40 лет существования до принятия первого Протокола. Только в 2001 году Суд принял 900 с лишним решений. К сожалению, 86% жалоб были признаны неприемлемыми - это в среднем по Суду. Для России этот процент зашкаливает за 99[19] .

1  2  3  4  

Другие статьи по теме:

- Нотариальное делопроизводство
- Признание иностранца безвестно отсутствующим и объявления умершим
- ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ВОЕННЫХ СУДАХ
- Адвокат и адвокатура
- Порядок выдачи свидетельства о праве на занятие нотариальной деятельностью и основания для его аннулирования