Новости:

Закон № 2861-VI "О внесении изменений в Закон Украины "О предупреждении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита
Как Закон "О защите персональных данных" повлияет на бизнес? Действительно ли он не касается СМИ?
Новый Закон "О судоустройстве и статусе судей", принятый летом прошлого года, предусматривает проведение глубокой реформы судебной системы.

Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека

Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человекаправам человека

Национальные власти государств-членов Совета Европы должны обеспечить всем своим гражданам права и свободы, установленные в соответствии с положениями Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которая выполняет функции дополнительного защитного механизма. Именно национальные органы обязаны во внутреннем законодательстве обеспечить права и свободы своих граждан. Если средства правовой защиты на национальном уровне недостаточны, то отдельные лица, группы граждан, организации, полагающие, что со стороны государственных властей нарушены права человека, гарантированные Конвенцией, могут обращаться в Европейский суд по правам человека за правовой защитой.

Ратификация Россией Европейской конвенции позволяет всем лицам, находящимся под ее юрисдикцией, обращаться в Европейский суд, если они считают свои права нарушенными, что предусмотрено частью 3 статьи 46 Конституции РФ, в которой говорится, что «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». То есть право каждого на обращение за защитой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека обусловлено в названной статье двумя факторами: наличием соответствующего международного договора РФ и исчерпанием всех имеющихся, внутригосударственных средств правовой защиты[6] . Таким образом, Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц (индивидуальная жалоба). Жалобы могут подаваться только против государств или действий и актов его органов власти. Жалобы против отдельных лиц или негосударственных (частных) организаций и объединений не подпадают под компетенцию Европейской конвенции о правах человека. Так, часть жалобы "Тумилович против России" была отклонена в связи с тем, что заявительница жаловалась на действия своего работодателя - частной компании, а не на действия "публичных органов власти".

При этом, чтобы жалоба была принята к рассмотрению, необходимо строгое соблюдение нескольких непременных условий.

1. Суд принимает к рассмотрению жалобы, поступающие от:

- любого физического лица, неправительственной организации или группы частных лиц, которые утверждают, что в отношении их были нарушены права, предусмотренные Европейской Конвенцией. При этом не имеет значения, назовет ли заявитель свое обращение жалобой, заявлением или петицией.

- государства – участника в случае межгосударственных жалоб.

2. В Суде рассматриваются только те жалобы, которые направлены против государства, подписавшего и ратифицировавшего Конвенцию, и которые относятся к событиям, наступившим после ратификации Конвенции этим государством. Применительно для России такой датой является 5 мая 1998г. На это положение следует обратить особое внимание в связи с тем, что ни один российский гражданин или неправительственная организация не имеют права настаивать на удовлетворении своих, пусть даже абсолютно справедливых требований, если сам факт нарушения тех или иных прав произошел до 5 мая 1998г. Из вышеизложенного следует, что любой россиянин может направить свою жалобу в Суд, если решение по его делу принято после ратификации Россией Конвенции. Но Суд делает исключение для так называемых продолжающихся ситуаций, продолжающихся нарушений. Скажем - человека посадили в СИЗО до 5 мая 1998 года и держали еще после этого два-три года или судебное решение вынесено до 5 мая 1998 г. окончательно кассационной инстанцией, а не исполняется до сих пор. Неисполнение судебного решения считается продолжающимся нарушением и в этих случаях Суд вправе засчитать и то время, которое прошло до ратификации Европейской конвенции в России, поскольку речь идет о продолжающемся нарушении.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Регулирование правового положения государственных служащих
- Государственная служба: История, теория и практика
- Условия и правила обращения в Европейский суд по правам человека
- Требования к уровню профессиональной компетентности лица, которое претендует на занятие должности государственной службы
- Понятие служебной дисциплины