Новости:

Закон № 2861-VI "О внесении изменений в Закон Украины "О предупреждении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита
Как Закон "О защите персональных данных" повлияет на бизнес? Действительно ли он не касается СМИ?
Новый Закон "О судоустройстве и статусе судей", принятый летом прошлого года, предусматривает проведение глубокой реформы судебной системы.

Судебная власть, ее понятие и соотношение с другими ветвями государственной власти


Обобщенное знание полномочий судов (их "возможностей и спо-собностей") не только дает представление о том, чем могут и долж-ны заниматься эти государственные органы, но и ориентирует отно-сительно их роли и места в системе всех учреждений, реализующих в целом государственную власть, а равно и соотношения названных выше трех ее ветвей (отраслей). Оно позволяет наполнить конкрет-ным содержанием широко употребляемое, хотя и несколько упрощен-ное объяснение сути разделения властей: законодатель -- законода-тельствует, исполнительные органы -- исполняют законы, а суды -- судят. Во всяком случае, один только приведенный выше перечень су-дебных полномочий свидетельствует о том, что за формулой "суды судят" скрывается весьма емкая и разнообразная деятельность, ко-торая в целом существенно отличается от того, что должны делать законодательные и исполнительные органы. Круг судебных полномочий говорит и о том, что данная власть призвана выполнять важную и ответственную социальную функцию, не менее значимую, чем функции, выполняемые другими ветвями власти. А это позволяет делать вывод также о равнозначности, рав-ноправности и паритетности всех ветвей власти. Такой вывод до сравнительно недавнего времени считался оши-бочным, противоречащим основной государственно-политической ус-тановке, выражавшейся в словах "Вся власть Советам". Сообразно с этим у судов не было многих из перечисленных полномочий. Они, к примеру, не могли заниматься конституционным контролем, прове-рять законность и обоснованность решений и действий большинства исполнительных органов. На них смотрели как на органы, которые должны заниматься главным образом разбирательством гражданс-ких и уголовных дел, содействием исполнению собственных реше-ний. Лишь в крайне ограниченных случаях им дозволялось разби-рать дела об административных правонарушениях и рассматривать жалобы на незаконные действия некоторых (далеко не всех) испол-нительных органов. Поворот произошел в конце 80-х -- начале 90-х гг., когда стало расти сознание того, что правовое государство без полноценной су-дебной власти немыслимо. С этого времени и активизировался про-цесс принятия конкретных мер, направленных на повышение авто-ритета судов. Это проявилось не только в совершенствовании порядка подбора и формирования судейского корпуса, создании условий для его независимости, повышении материальной обеспеченности, уста-новлении ответственности за неуважение к суду, но и в существен-ном расширении судебных полномочий. Такую тенденцию можно видеть во многом. В частности, в на-делении судов правом осуществлять контроль за законностью и обо-снованностью действий правоохранительных органов, призванных заниматься выявлением и раскрытием преступлений, в первую оче-редь в тех случаях, когда есть опасность ограничения конституци-онных прав и свобод граждан. В наши дни суды (гражданские и военные), как будет показано ниже, могут проверять законность и обосно-ванность задержания лиц, подозреваемых в совершении преступле-ний, ареста, продления его срока, совершения действий, связанных с ограничением права гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также пра-ва на неприкосновенность жилища, и т.д. Уже только в этом четко просматривается признание положения о том, что суды -- это вер-шина пирамиды правоохранительных органов. Признание высокой социальной значимости судебной власти проявилось весьма недвусмысленно и в восстановлении конституци-онного контроля как одного из ее основных полномочий. Это, как бу-дет показано ниже, закреплено сначала в Конституции РФ, а затем и в законах о Конституционном Суде РФ 1991 и 1994 гг. Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 07.06.2004) // СЗ РФ от 25.07.1994, № 13, ст. 1447, СЗ РФ от 14.06.2004, № 24, ст. 2334. Следующим шагом стало предоставление всем судам возможности проверять за-конность решений местных представительных и всех исполнитель-ных органов. Еще в Законе "О дополнительных полномочиях мест-ных Советов народных депутатов в условиях перехода к рыночным отношениям" от 24 ноября 1990 г. пре-дусматривалось, что суды вправе проверять законность решений ме-стных Советов народных депутатов, подчиненных им органов, долж-ностных лиц, если решения такого рода нарушают права и охраняе-мые законом интересы граждан. Конституция РФ 1993 г. явилась логическим завершением эво-люции в данной области. В ч. 2 ст. 46 говорится: "Решения и дей-ствия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд". Это конституционное поло-жение существенно развито и дополнено другим: "Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом" (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ).
1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Свидетельствование верности перевода документов с одного языка на другой
- Удостоверение доверенностей
- Использование объяснений при разбирательстве дел в военных судах
- Высшая квалификационная комиссия нотариата
- Транснациональные корпорации