Новости:

Закон № 2861-VI "О внесении изменений в Закон Украины "О предупреждении заболевания синдромом приобретенного иммунодефицита
Как Закон "О защите персональных данных" повлияет на бизнес? Действительно ли он не касается СМИ?
Новый Закон "О судоустройстве и статусе судей", принятый летом прошлого года, предусматривает проведение глубокой реформы судебной системы.

МЕХАНИЗМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ГРАЖДАН В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ.


Главное направление деятельности Федеральной инспекции труда - осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда в целях обеспечения защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.[338 Трудовой кодекс РФ. - М: Омега-Л, 2006, ст. 354-365.8]

В условиях разделения властей возрастает роль судебной власти в защите прав и законных интересов граждан. Судебный порядок разрешения административных жалоб в настоящее время рассматривается как наиболее универсальный способ защиты прав в сфере исполнительной власти. В условиях автономного существования двух ветвей государственной власти гражданин вправе по своей инициативе выбирать в качестве первоначальной инстанции либо орган исполнительной власти, либо суд. Особое значение имеет то обстоятельство, что во всех случаях за гражданином сохраняется право обратиться в суд, если он не будет удовлетворен решением органа исполнительной власти, рассмотревшего в порядке субординации соответствующее обращение гражданина.

Также одним из способов защиты прав граждан в сфере исполнительной власти является институт петиции, предусматривающий особый порядок подготовки, направления и рассмотрения коллективных обращений граждан по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, в том числе и по вопросам обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина. Такое право граждан предусмотрено Конституцией РФ впервые. Петиции должны стать важным средством влияния на законность действий органов исполнительной власти.

Следует также обратить внимание роль арбитражного суда в защите прав граждан в их отношениях с органами исполнительной власти. Разрешение арбитражем споров, вытекающих из административных правоотношений, можно отнести к институту административной юстиции.

В целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти действует прокурорский надзор.

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с Конституцией РФ и Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» осуществляет надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное преследование.

Многообразие существующих способов защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти составляет единый механизм их обеспечения. Наиболее эффективной системой защиты является сочетание в комплексе всех средств и способов этой защиты, которые должны быть регламентированы государством, и найти отражение и закрепление в нормах соответствующих отраслей законодательства.

Наряду с традиционными институтами политической системы созданы новые государственные и общественные учреждения по контролю, охране и защите прав и свобод человека.

Конституция РФ предусматривает особую должность Уполномоченного по правам человека, который назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой.[339 Конституция РФ. - М: Омега-Л, 2006, ч.1 ст.103.9]

Уполномоченный по правам человека независим и неподотчетен каким-либо государственным органам и должностным лицам. Он руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», законодательством РФ, а также общественными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ.[440 ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» от 26 февраля 1997года.0]

Деятельность Уполномоченного по правам человека дополняет существующие средства защиты прав и свобод человека и гражданина в России. В соответствии с ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» Уполномоченный рассматривает обращения, жалобы граждан Российской Федерации и находящихся на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, в которых заявители сообщают о нарушенных правах и свободах и требуют их восстановления или недопущения незаконных действий против них. За период 2004-2006 годы деятельности Уполномоченным было рассмотрено более 150 тысяч обращений и жалоб граждан, поступивших из всех регионов России, стран СНГ и Балтии, а также ряда стран мира.

В 2006 году в приемной заявлений граждан аппарата Уполномоченного принято более 5 тысяч посетителей, оформлено около 2,5 тыс. жалоб граждан. К сотрудникам аппарата по телефону поступило более 25 тыс. вопросов и обращений, на которые даны консультации и разъяснения.

Во время поездок Уполномоченного и работников аппарата в субъектах РФ принято на личном приеме 800 граждан.

В 2006 году к Уполномоченному поступило более 32 тысяч жалоб граждан. В жалобах граждан отражен весь спектр проблем современной жизни российского общества, существующие нарушения всех конституционных прав человека и гражданина. Если условно распределить жалобы граждан по видам прав, то можно более конкретно представить проблемы современного гражданского общества России, а именно: большего всего к Уполномоченному поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) права - 46,7%; жалоб по защите социальных прав человека - 34,3%; жалобы по проблемам защиты экономических прав граждан - 15,7%; обращений и жалоб в защиту нарушенных культурных прав человека - 0,33%.

1  2  3  

Другие статьи по теме:

- Понятие вещей и их классификация
- Исполнение постановлений Европейского суда по правам человека
- Виды гражданско-правовой ответственности
- Другие основания возникновения обязательств
- Ограничение дееспособности граждан